Специфика обучения взрослых и детей

Все мы можем перечислить огромное количество отличий взрослого человека от ребенка по вопросам восприятия окружающего мира, скорости усвоения информации, потребностям и многим-многим другим критериям . Это может сделать каждый, проанализировав путь от своего детства и до той возрастной точки, в которой он пребывает сейчас.

Однако, самое большое и важное отличие ребенка от взрослого в обучении на музыкальном инструменте, да и в принципе, можно разглядеть в подходе к самому процессу обучения. С точки зрения обучения детей можно сравнить с ненаполненными, чистыми сосудами, с неокрепшим сознанием, которое формируют родители, педагоги, социум и т.д. Чего не скажешь о взрослых, так или иначе уже сформировавшихся личностях. Придя обучаться игре на фортепиано, взрослые несут за собой “багаж” из жизненного опыта, представлений, стереотипов и собственного мнения.

Дети, не имея предвзятых идей, идут по курсу того, что они делают, в основном не осознавая, что происходит. И если педагог добросовестно следит за развитием ребенка и корректирует его путь освоения инструмента, то по итогу ученик получает хорошее образование.

На ранних этапах обучения детей очень важным элементом обучения является педагог. Поэтому, задумываясь о музыканом обучении ребёнка, стоит уделить особое внимание выбору педагога.

Взрослые же считают, что не нуждаются в контроле и зачастую, вместо того, что бы следовать советам и инструкциям педагога, “делят их на 10” и тратят свое время согласно своим представлениям о происходящем.

В нашем мире, конечно, сложно доверять другим людям, и система образования не исключение, но все же занимаясь у профессионального педагога стоит отложить некоторые составляющие своего “багажа” и позволить ему вас вести. Действуя сообща вы быстрее адаптируетесь к процессу обучения, и компетентность преподавателя будет отражаться на ваших результатах.

Информация и знания, которые педагог дает на занятиях воспринимается детьми и взрослыми по-разному. Дети учатся в основном путем подражания. Взрослые же требуют пояснений, так как считают, что все проблемы, возникающие в процессе обучения, можно решить путем словесного изъяснения, построением концепций и линейных связей. Мозг взрослого человека подготовлен к пошаговой логике решения проблем. Данный и привычный тип устранения сложностей при игре на инструменте является только началом. Настоящее же решение приходит в процессе исполнения через действия. Через него происходит обучение тела, мышц, проприоцептивной нервной системы, воспитание тактильных чувств и слухового контроля над звуком. Ощущения на данном этапе являются основным фактором развития. Поэтому дети обучаются быстрее, т.к. первоначально познают мир и себя через ощущения, которые дают опыт, нежели чем через вербальные понятия. У взрослых, глядя на то как дети могут исполнить разного рода и сложности пьесы, формируется ложное представление о том, что игра на инструменте довольно легкое занятие. Возникает мысли: “раз у ребенка получается, то и у меня то точно выйдет”. Но уже на первых занятиях практически 100% взрослых людей, шокированы тем, насколько не знают своего тела и рук и что не так-то и легко заставить их выполнить те или иные задания. Некоторых это забавляет, и только разжигает интерес к занятиям, но большинство взрослых чувствуют неловкость и неопытность при обучении чему-то физическому и чувственному. Прежде чем они достигают какого-либо контроля и уверенности в своей игре на фортепиано может пройти значительный промежуток времени. И вот тут-то взрослые зачастую становятся на распутье – бросить все, едва начав, с твердым убеждением, что это дико сложно и что нужно было начинать в детстве, либо продолжить обучение, но уже с ясным представлением, что для этого занятия необходимы инвестиции своего времени, сил, желания и интеллектуального понимания происходящего.

И детям, и взрослым не хватает охвата внимания, терпения и последовательности. Но отличие в том, что от детей это вполне ожидаемо. Они не могут долго фокусироваться на одном действии. Их внимание рассеивается и если педагог, не замечая этого, будет гнуть свою линию и делать акцент на чём-то одном в течении длительного промежутка времени, то ребенок откровенно начнет скучать, капризничать и информация попросту не дойдет и не усвоится. Поэтому в занятиях с детьми важен момент игры и как цель каждого занятия, — максимальная вовлеченность ребенка в ход урока. Для взрослого человека важна сама атмосфера и уверенность в том, что он на верном пути и не делает что-то впустую. Педагог может и должен заинтересовывать его принципами построения пьесы, которую он разучивает, доходчиво разъяснять зачем он делает те или иные вещи, уместно погружать в курс музыкального искусства, повышая при этом эрудицию и приводя человека к осознанности во всех его действиях.

Советы взрослым

  • Оставьте свой “багаж” и доверьтесь педагогу
  • Всю поступающую информацию обдумывайте, но делайте ставку на ощущения в своей практике за инструментом
  • Занятия на фортепиано, при всем своем творческом характере, здорово дисциплинируют. Поэтому развивайте свое терпение, расширяйте охват внимания, волю и выносливость.
  • Приходите к осознанности в своих действиях.
Подводя итоги вышесказанному можно заметить, что помимо различий в подходе к обучению, в обеих категориях также прослеживаются и сходства в самом процессе обучения, возникающих проблемах и их решениях.
Музыкальная школа в Минске
Спасибо! Мы свяжемся с вами!
Логотип 765
Музыкальная школа 765