Советы как преодолеть сценическое волнение?

* Я на сцену выхожу,
В зал от страха не гляжу
Вам легко смотреть из зала,
Как на сцене я дрожу.
Ручка ходит не туда,
Ножка ходит не туда,
Нотки скачут не туда,
Слов не помню иногда…
Если все во мне поет —
Песня будет, был бы рот,
Ну а то, что я малышка,
Это с возрастом пройдет!
» слова И. Шевчука из детской песни «Ладошка»

Именно такую историю я однажды наблюдала на вокальном конкурсе. И, что тут таить-волнуется каждый , но проявляется это в разной степени. «С возрастом пройдет!» — тут надо согласиться: только практика делает из исполнителя настоящего артиста. Конечно, хочется поделиться своим личным опытом «школы выживания» на сцене. Ярким впечатлением остался в моей памяти мой первый выход: песня про кота-успех гарантирован, наверное, тогда думала я: образ милого зверька, все любят котиков, слова про мягкого пушистика должны вызвать умиление и все мне точно должны похлопать в конце. И что-выйдя на сцену я забыла про образ котика, вспомнила, что у меня есть ноги и стала хаотично ходить из стороны в сторону по сцене, пошагивая в такт музыки. Спев песню и зайдя за кулисы, начинаю анализ: хорошо, что хоть текст не забыла и, по-моему, не фальшивила… Но весь страх, он отозвался в ногах.

Вот и первый совет начинающим публичные выступления:
Очень часто наше волнение переходит в мышечные зажимы. Из-за перевозбуждения наши клетки получают активный импульс из центральной нервной системы и уже дальше мы не можем предугадать в какой части тела они начнут себя проявлять. Важно научится слушать и слышать свое тело. Существует масса роликов на ютюбе с советами по снятию сценического зажима. Одно из простейших-это лежа, перед сном, дайте установки своему мозгу на расслабление тела: моя голова погружется в мягкое облако, моя левая рука лежит на матрасе и она не может напрягаться… И так нужно прорабатывать каждую часть своего тела. Это очень помогает выработать «слух» по отношению к своему организму и если в следующий раз, выходя на сцену, с вами что-то станет происходить неладное, сразу же ликвидируйте эту проблему, дав установку на устранение зажима.

» К/Ф «Аэроплан!»

— Волнуетесь?
— Да.
— Первый раз?
— Нет, я волновался и раньше.

«Труд сделал из обезьяны человека» сюда же еще добавим — волю. Дается следующее пояснение термину воля. Воля — способность человека преодолевать препятствия (как внешних, так и внутренних) для достижения своих целей. Волевое усилие предполагает подавление побуждений и желаний, мешающих, отвлекающих от реализации поставленных задач. Поэтому выступая на корпоративе, не смотрите в сторону манящих вас столов со всяческими изысками, знайте — воля вас спасет в таком случае.

Основным признаком волевого действия является согласованность с интеллектуальным планом. Воля характеризуется осмысленностью. Именно воля помогает нам выучить текст, музыкальный материал песни. Воля помогает нам сконцентрироваться, повысить внимание, развить мышление и память. Воля проявляется в настойчивости, целеустремленности, упорстве, смелости. Все, что нужно для любой сферы деятельности. Воля поможет достичь желаемые результаты. Воля поможет вам стать тем, кем вы хотите быть. Господа, тренеруйте волю — в ней вся сила!

Высокая тревожность на сцене часто возникает от недостаточного знания текста, музыки. И все пробелы проявятся молчанием в микрофон или напеванием на «най-най». Но не стоит переживать по этому поводу и начинать паниковать, если кто-то еще не в материале. Просто в нужный момент возьмите себя в руки, включите ВОЛЮ и исправьте те ошибки, которые вы допускали в тексте, мелодии. Закрепляйте правильный вариант! Существуют различные авторские методики по запоминанию информации, может вам поможет способы Франца Лёзера или тренинги Владимира Козаренко. А может у вас есть свой вариант?

Образ-вот о чем вы должны подумать в первую очередь. Будет полезно прочесть книгу К.С. Станиславского « Работа над ролью». Внимание! Это книга интересна не только актерам. Вокалисты, выходя на сцену, очень часто забывают про образ, думают только про голос и как я выгляжу сейчас: мой look хорош, прическа? Ой, а мои туфли сверкают с той силой, чтобы их могли заметить со сцены?.. Часто поют бесполезный набор слов, а ведь текст должен работать, производить впечатление на слушателя, рождать те самые образы и будить воображение. В песне, которая звучит две минуты, может быть прожита вся жизнь, могут быть испытаны те чувства, эмоции, которые описаны в тексте. И пусть сейчас авторы песен не многословны, в текстах часто встречается игра слов: пошел-нашел, Наташка-фисташка… Наполняйте содержание песен своей глубиной, пусть то, что не было написано будет сказано вашими глазами и передано чувствами и отношением к исполняемой песне. Придумайте свою историю, нафантазируйте, наполните свой образ деталями. Задайтесь вопросом: почему именно такой текст, какие эмоции были пережиты исходя от содержания и музыки. Образ должен вам помочь и побороть страх на сцене, ведь у вас есть определенная цель — достучаться до зрителей.

Вспомнился совет психолога из колледжа: если вы боитесь публики представьте, что перед вами сидят ушастые кролики… забавно, правда? Можно представить кого угодно, хоть приехавшего на ваше выступление кумира. Но самое главное, это знать, что в зале сидят люди, которые поддерживают, которые в вас верят и лучезарят вам улыбками. Приглашайте как можно больше друзей, не бойтесь выступать в компаниях, вы даже можете устраивать себе флешмобы в общественных местах, не важно где, главное-практика!

Визуализируйте свое выступление, прокручивайте всевозможные варианты. Запомните — импровизация должна быть заготовлена. Пусть у вас будет несколько вариантов, один из них точно окажется близок вашей психофизике… Добивайтесь, чтобы движения были оправданы, естественны. Любой жест, взгляд должен исходить от выражаемой мысли. Исключите вариант «ветряной мельницы», всему свой предел.

Самое главное — хорошенько отдохните перед днем выступления. Отдых нужен всем, даже, если вы холерик, накопите немного энергии. Полезно менять род деятельности, чтобы те нервные клетки, которые задействованы при исполнении — отдохнули. И это действительно так, человеческий организм — сложная субстанция. Допустим, завтра вы поете, значит сегодня займитесь уборкой наконец, сходите на шопинг, посмотрите любимое кино, займитесь чем угодно, только не пением …

И вот, остаются последние минуты до выхода на сцену, немного внутреннего монолога с собой: я проделал хорошую работу, я не боюсь софитов, я хочу поделиться творчеством, я верю — что смогу! И это говорит не эгоист -Я, а может быть исполнитель, который поборол таки страх внутри себя и раскрыл благодаря этому новые грани своих возможностей.
Музыкальная школа в Минске
Спасибо! Мы свяжемся с вами!
Логотип 765
Музыкальная школа 765