Сергей Рахманинов — 6 интересных фактов

В наше время у любого музыканта фамилия Рахманинов вызывает трепет. Наряду с Чайковсским он является самым исполняемым русским композитором во всем мире. И это немудрено, потому что его музыка не может оставить равнодушным. Предлагаю познакомиться с этим необычным композитором поближе. Ведь как ни крути, прежде всего личность самого человека откладывает главный отпечаток на его музыку.

Сергей Васильевич Рахманинов – личность протеворечивая. С одной стороны – это супер успешный музыкант своего времени (начало 20 века). Признанный композитор, его считали преемником великого Чайковского, концертирующий пианист с гонорарами в миллионы долларов, и талантливейший дирижер. Он окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью, удачно женился.. Казалось бы, не жизнь а мечта.

Но при всем при этом Рахманинов является фигурой трагической. В глубине души, он был настоящим пессимистом, что к слову, тоже его роднило с Чайковским. В жизни он был довольно молчалив, но вот в своей музыке «проговорился». «Мрачная и пышная» — так еще говорят о его музыке. Достаточно послушать такие его произведения, как Прелюдия до диез минор, Второй фортепианный концерт, Остров мертвых, Колокола – и вы явно услышите похоронные ритмы. Он неоднократно включал в в свои произведения погребальный мотив Dies Irae, что в переводе означает «День гнева». И именно из-за этого трагизма, а не из-за использования каких-либо народных мотивов, Рахманинова можно назвать самым русским композитором. Ибо неизмерима способность русской души страдать 🙂 Его музыка – это не музыка о каких-то высоких материях, Рахманинов является одним их самых человечных композиторов, и в своих сочинениях он был максимально искренен.

Рахманинов был, как сейчас модно говорить, медийной личностью. А вокруг медийной личности, конечно же, всегда много мифов, легенд и слухов. Вот самые интересные:

1. «Поползновения педагога к любимому ученику»

Это довольно скандальная история про Рахманинова и его учителя Зверева. Зверев в то время держал у себя «пансион» для своих учеников, и при этом не брал с них платы за обучение и проживание. На таких условиях как раз и жил у него талантливый и любимый ученик Рахманинов. Однако в какой-то момент ученик с учителем поругались, и обучение закончилось. Ходили слухи, что Рахманинов затребовал у Зверева какие-то особенно комфортные условия для обучения (отдельную комнату с личным инструментом). Но, зная характер Рахманинова, в это довольно трудно поверить. Вторая версия же гласит, что Зверев был человеком с «нестандартными наклонностями». И что его знаки внимания не были приняты молодым юношей в силу его моральных принципов. А вам какая версия кажется более правдивой?

2. Любовный треугольник и семейная жизнь

Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, которая с юности любила этого долговязого парня с огромными ручищами. Она оберегала его от сквозняков и даже зашнуровывала его туфли, чтобы Сережа не дай Бог не повредил свои прекрасные пианистические руки. Однако красивый и элегантный Рахманинов был постоянно окружен женщинами. За свою жизнь он написал более 80 романсов, и музы были постоянно разные. При этом Рахманинов не скрывал своих влюбленностей. Одной из таких девушек была Лана Даль, дочь психиатра доктора Даля. Он вылечил композитора от тяжелой депрессии после провала его Первой симфонии. В общем, сеансы психотерапии дополнились еще и влюбленностью в прекрасную Лану. Ей он хотел посвятить свой второй фортепианный концерт, однако будучи на тот момент помолвленным с Натальей Сатиной, он написал в посвящении «доктору Далю».

» Рахманинов С. В.

Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка.

3. Тоска по Родине

В 1917 году Рахманинов эмигрировал в Америку. Он не признал нового режима. Однако тоска по родной земле все равно давала о себе знать. В период жизни в Америке он написал очень мало произведений, говорил, что дышится на чужой земле иначе.. В годы ВОВ почти все свои гонорары от концертов он переправлял на помощь Красной армии.

4. Огромные руки

Все пианисты из уст в уста передают впечатляющие рассказы о небывалых размерах рук Рахманинова. Огромные аккорды. Которые с трудом даются или не даются вообще среднестатистическому пианисту, Рахманинов брал с легкостью, и ему не приходилось для этого специально стараться растянуть пальцы. С. Фрай в шутку вот так изобразил руку Рахманинова:

Рука С.В. Рахманинова

5. Страхи большого человека

У Рахманинова был очень тяжелый рабочий график. Давать по 40-50 концертов в месяц – мягко говоря, это была работа на износ. И немудрено, что физическое недомогание приводит к психическому недомоганию. Он стал мнительным, боялся мышей, крыс, старых чердаков, но особенно смерти: «Запугали меня до одури адом и всякими чистилищами… Очень страшно. Я изнашиваюсь, старею и сам себе уже надоел». Спасался же только фисташками: «За этими орешками даже страх смерти куда-то улетучился. Вы не знаете, куда?»

6. Чувство юмора мрачного человека

В начале статьи мы говорили, что Рахманинов был очень молчаливым. Однако бывали ситуации, когда он не мог промолчать. Например, когда он услышал исполнение Первой симфонии Скрябина, его высказывание было емким и точным : «Я думал, Скрябин просто свинья, а оказалось – композитор».
Другой случай был, когда нетрезвый А. Глазунов запорол премьеру Первой Симфонии самого Рахманинова своим дирижированием. Тогда Сергей Васильевич якобы сказал дирижёру: «Когда придёте домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Я преклоняюсь перед нею — как можно спать с таким неритмичным человеком?»

Говорить о личности Рахманинова можно бесконечно. Но сомневаться в его великости никак не приходится. Лучший способ узнать этого человека, это послушать и вжиться в его музыку. Многие современные музыканты не отрицают влияния Рахманинова на их творчество. Фрэнк Синатра не стеснялся указать на то, что одна из его популярнейших мелодий основана на рахманиновском Концерте для фортепиано с оркестром № 2. Селин Дион призналась, что у неё тот же самый источник вдохновения. Фредди Меркьюри сознался: «Второй фортепианный концерт Рахманинова стал для меня открытием, и я его неоднократно цитировал». Даже современные рокеры, и те утверждают, что без Рахманинова у них вряд ли что-нибудь получилось бы. Солист британской группы Muse Мэттью Беллами признал, что в своих самых хитовых композициях он использовал тот же Концерт № 2 Сергея Рахманинова, а также цитаты из Прелюдии соль-минор.
Музыкальная школа в Минске
Спасибо! Мы свяжемся с вами!
Логотип 765
Музыкальная школа 765